Национальный центр общественного здравоохранения

Выступление доктора Тедроса Гебрейесуса на пресс-брифинге ВОЗ 11 марта 2020 года

https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020

(полная версия его речи)

Добрый день.
За последние две недели число случаев COVID-19 за пределами Китая увеличилось в 13 раз, а число затронутых стран утроилось.
В настоящее время в 114 странах зарегистрировано более 118 000 случаев заболевания, и 4291 человек погиб.
Тысячи людей борются за свою жизнь в больницах.
В ближайшие дни и недели мы ожидаем, что число случаев заболевания, число смертей и число затронутых стран поднимутся еще выше.
ВОЗ круглосуточно оценивает эту вспышку, и мы глубоко обеспокоены как тревожными уровнями распространения и серьезности вспышки, так и тревожными уровнями бездействия.
Поэтому мы сделали оценку, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию.
Пандемия — это не слово, которое можно использовать легко или небрежно. Это слово, которое, в случае неправильного использования, может вызвать необоснованный страх или необоснованное признание того, что борьба окончена, что приводит к ненужным страданиям и смерти.
Описание ситуации как пандемии не меняет оценку ВОЗ угрозы, создаваемой этим вирусом. Это не меняет того, что делает ВОЗ, и не меняет того, что должны делать страны.
Мы никогда прежде не видели пандемию, вызванную коронавирусом. Это первая пандемия, вызванная им.
И мы никогда прежде не видели пандемию, которой можно управлять одновременно.
ВОЗ в режиме всеобщего ответа, так как мы были уведомлены о первых случаях.
И мы каждый день призываем страны принять срочные и агрессивные меры.


Как я уже говорил в понедельник, просто рассмотрение количества случаев и числа затронутых стран не дает полной картины.
Из 118 000 случаев, зарегистрированных во всем мире в 114 странах, более 90 процентов случаев приходится только на четыре страны, а в двух из них — Китае и Республике Корея — эпидемии значительно снижаются.
81 страна не сообщила ни о каких случаях, а 57 стран сообщили о 10 случаях или менее.
Мы не можем сказать это достаточно громко, или достаточно четко, однако: все страны все еще могут изменить ход этой пандемии.
Если страны обнаруживают, тестируют, обрабатывают, изолируют, отслеживают и мобилизуют своих людей в ответных действиях, те, у кого несколько случаев, могут предотвратить превращение этих случаев в кластеры, а эти кластеры — в передачу сообщества.
Даже те страны, в которых есть сообщества или крупные кластеры, могут переломить ситуацию с этим вирусом.
Несколько стран продемонстрировали, что этот вирус можно подавлять и контролировать.
Задача для многих стран, которые сейчас имеют дело с большими кластерами или передачей в сообществе, заключается не в том, могут ли они сделать то же самое, а в том, будут ли они.
• Некоторые страны борются с нехваткой потенциала.
• Некоторые страны борются с нехваткой ресурсов.
• Некоторые страны борются с отсутствием решимости.
Мы благодарны за меры, принимаемые в Иране, Италии и Республике Корея для замедления распространения вируса и борьбы с его эпидемиями.
Мы знаем, что эти меры наносят тяжелый урон обществам и экономикам, как и в Китае.
Все страны должны найти хороший баланс между защитой здоровья, минимизацией экономических и социальных потрясений и соблюдением прав человека.
Мандат ВОЗ — общественное здравоохранение. Но мы работаем со многими партнерами во всех секторах, чтобы смягчить социальные и экономические последствия этой пандемии.
Это не просто кризис общественного здравоохранения, это кризис, который затронет каждый сектор — поэтому каждый сектор и каждый человек должен быть вовлечен в борьбу.
С самого начала я говорил, что страны должны применять общегосударственный, общесоциальный подход, построенный вокруг всеобъемлющей стратегии по предотвращению инфекций, спасению жизней и минимизации воздействия.
Позвольте мне обобщить его в четырех ключевых областях.
1. Сначала готовьтесь и будьте готовы.
2. Во-вторых, выявляйте, защищайте и лечите.
3. В-третьих, уменьшите передачу.
4. В-четвертых, вводите новшества и учитесь.
Я напоминаю всем странам, что мы призываем вас активировать и расширить ваши механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации;
• Общайтесь с людьми (населением) о рисках и о том, как они могут защитить себя;
• Находите, изолируйте, проверяйте и обрабатывайте каждый случай и прослеживайте каждый контакт;
• Готовьте ваши больницы;
• Защитите и обучите своих работников здравоохранения.
И давайте все будем присматривать друг за другом, потому что мы нужны друг другу.


Было так много внимания на одно слово.
Позвольте мне дать вам несколько других слов, которые имеют гораздо большее значение и являются более действенными:
• Профилактика.
• Подготовленность.
• Здравоохранение.
• Политическое лидерство.
• Люди.
Мы в этом вместе, чтобы делать правильные вещи со спокойствием и защищать граждан всего мира. Это выполнимо.
Я благодарю вас.

Кратко (для дайджеста):

За последние две недели число случаев COVID-19 за пределами Китая увеличилось в 13 раз, а число затронутых стран утроилось.
В настоящее время в 114 странах зарегистрировано более 118 000 случаев заболевания, и 4291 человек погиб.
В ближайшие дни и недели ожидается, что число случаев заболевания, число смертей и число затронутых стран поднимутся еще выше.

Мы сделали оценку того, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию.
Описание ситуации как пандемии не меняет оценку ВОЗ угрозы, создаваемой этим вирусом. Это не меняет того, что делает ВОЗ, и не меняет того, что должны делать страны.
Это первая пандемия, вызванная коронавирусом.
И мы каждый день призываем страны принять срочные и агрессивные меры.

Просто рассмотрение количества случаев и числа затронутых стран не дает полной картины.

Из 118 000 случаев, зарегистрированных во всем мире в 114 странах, более 90 процентов случаев приходится только на четыре страны, а в двух из них — Китае и Республике Корея — эпидемии значительно снижаются.
81 страна не сообщила ни об одном случае, а 57 стран сообщили о 10 случаях или менее.

Если страны обнаруживают, тестируют, обрабатывают, изолируют, отслеживают и мобилизуют своих людей в ответных действиях, те, у кого несколько случаев, могут предотвратить превращение этих случаев в кластеры, а эти кластеры — в передачу сообщества.

Задача для многих стран, которые сейчас имеют дело с большими кластерами или передачей в сообществе, заключается не в том, могут ли они сделать то же самое, а в том, будут ли они.

Мы благодарны за меры, принимаемые в Иране, Италии и Республике Корея для замедления распространения вируса и борьбы с его эпидемиями.

Все страны должны найти хороший баланс между защитой здоровья, минимизацией экономических и социальных потрясений и соблюдением прав человека.
Страны должны применять общегосударственный, общесоциальный подход, построенный вокруг всеобъемлющей стратегии по предотвращению инфекций, спасению жизней и минимизации воздействия.
Позвольте мне обобщить его в четырех ключевых областях.
• Во-первых, готовность к вспышке;
• Во-вторых, умение выявлять, защищать и лечить;
• В-третьих, уменьшение передачи;
• В-четвертых, введение новшества и обучаемость.

Мы призываем страны активировать и расширить механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации:
• Информировать населения о рисках и о том, как они могут защитить себя;
• Найти, изолировать, проверить и обработать каждый случай и проследить каждый контакт;
• Обеспечить готовность медицинских учреждений больницы;
• Защитить и обучить своих работников здравоохранения.
И давайте все будем присматривать друг за другом, потому что мы нужны друг другу.
Позвольте мне дать вам несколько других слов, которые имеют гораздо большее значение и являются более действенными.
• профилактика;
• готовность;
• здравоохранение;
• политическое лидерство;
• вовлечение граждан.

Доктор Майк Райан (ответственный по чрезвычайным ситуациям в ВОЗ)
— опыт стран показал: обычно на национальном уровне (МЗ) готовность к изоляции и клинической поддержки как бы высокая,
— но у всех страдает уровень реальной подготовки на региональном уровне (sub-national, district level), — над чем нам всем и ВОЗ надо работать
На вопрос журналиста Dr Maria Van Kerkhove, ВОЗ, об эффективных мерах, отвечает:
Первый отчет с 10 января 2020 года должен быть применяемым
— ничего нового, самые успешные — это классические, фундаментальные меры общественного здоравоохранения:
— изолировать,
— заболевшим делать триаж: более тяжелых лечить в больницах, не требующих ИВЛ и кислородн поддержки — в облегченных условиях;
— все контактные лица установить и отслеживать;
— вовлечь все население максимально — что людт могут сделать не только для защиты себя, но и для защтьы более слабых, подверженных риску членов общества
— гигиена рук везде и у всех
— подготовить больницы/ МО

Часть вопросов и ответов после речи ГД ВОЗ:
1. Рекомендации по закрытию школ/институтов, границ, и какой ситуация в Иране? (Майк Райан)
У каждой страны должна быть своя система оценки рисков, микс мер.
У нас нет специфических правил по закрытию институтов, школ, или мерам социального дистанцирования.
Зависит от этапа эпидемии (stage) , а также от социальной приемлемости, поскольку ряд мер, разработанных на национальном уровне, не всегда срабатывает локально, причиняя только трудности в регионах.
Дистанцирование у стран с наименьшим числом случаев не имеет такого эффекта, как отслеживание контактов, изоляция контактов, карантин контактов.
Наибольшей затратоэффективностью обладает мера, связанная с заблаговременным разделением здоровых от подозреваемых и больных случаев, и помещением последних в изоляцию.
Что касается Ирана, то часть нашей команды еще там. Там все еще большое число случаев заболеваний, в том числе со смертельным исходом. Мы хотели бы увидеть еще большую помощь иранским мед.учреждениям в лечении больных с учетом роста числа случаев в стране.

2. Механизм принятия решения о ситуации как о пандемии? (Майк Райан)
Это не пандемия, это описание/характеристика нынешней ситуации в мире, как отметил ГД, ничего не должно измениться в отношении механизмов защиты от вспышки в странах.

3. О мерах в Иране – что нужно стране, по мнению вернувшейся команды ВОЗ? (Майк Райан)
100 000 тестов было отправлено в Иран.
Наблюдается нехватка изделий медицинского назначения, поэтому мы работаем над данным вопросом.
Еще 130 000 тесто будут направлены дополнительно.
Иран и Италия страдают сейчас больше других от вспышки, но я гарантирую, другие страны также столкнутся с этим.
Поэтому мы ищем методологическую помощь Ирану.
Из отчета нашей команды мы понимаем, что Иран делает все, что возможно.

4. Как вы берете информацию о ситуации в самом Китае? (Мария)
Мы ожидаем в ближайшей неделе результаты серологических обследований. Как вы знаете, молекулярный анализ делается очень быстро. Благодаря этим результатам будет яснее понимание степени распространения вспышки на глобальном уровне, особенно в возрастной категории, как мы надеемся.

5. О степени мер, применяемых в странах (Майкл Райан)
Болезнь не может дойти до всех углов стран, поэтому все усилия направлены на снижение вспышки.
Нужно не только митигировать воздействие вспышки на страны, но и сдерживать ее.
Необходимо пересмотреть стратегические планы по борьбе с вирусом.
Испания, например, успешно реализует общегосударственный метод, где каждый ответственен за свое здоровье.
Мы не говорим о переходе на митигирование без сдерживания вируса.
Сдерживание должно быть главной опорой в борьбе с вирусом.

6. Назовите страны, замалчивающие вспышку вируса на своей территории (Майк Райан)
Наша задача – консультировать представителей стран в соблюдении принципов
Системы наблюдения требуют усовершенствования, поэтому не все страны к сожалению могут использовать возможность более детального рассмотрения случаев вспышки у себя в стране.
Изоляция не везде требуется, а коммуникация с населением у некоторых стран страдает. Также отмечается слабая координация процесса взаимодействия между обществом и государственным сектором.