Национальный центр общественного здравоохранения

Парламент: у кого из депутатов нос в табаке?

Лидер Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова точно знает, чего она хочет. Не для себя – для всех.

Сейчас, когда в Мажилисе идет бурное обсуждение Кодекса о здоровье народа, она, профессиональный эксперт в сфере контроля табакокурения, не могла остаться в стороне. О табачном лобби, о способах защиты детей от недобросовестной рекламы табака и о приступах телепатии у народных избранников и получился наш разговор.

ЕСЛИ ДЕЛО – ТАБАК…

– Расскажите, пожалуйста, как сейчас идет работа над законодательством. Какие новые нормы, направленные на ограничение рекламы, продажи и потребление табака в него вносятся?

– Прежде всего, я хочу поаплодировать нашему Министерству здравоохранения. Минздрав внес очень сильные поправки, несмотря на сопротивление Правительства и табачной индустрии.

Речь идет о запрете выкладки табачных изделий. То есть в местах продажи все табачные изделия должны быть скрыты специальными шторками, лежать в закрытых ящиках, столах и т.д. Чтобы покупатели, особенно дети, их не видели. Этот запрет позволит снизить воздействие рекламы и наглядно покажет, что табачные изделия – не нормальный продукт и его нельзя продавать вместе с продуктами питания. И эта норма работает: около 30 стран уже внедрили строгий запрет выкладки. По нашим подсчетам, таким образом почти 24% курильщиков бросят курить. Меньше рекламного воздействия на начинающих курильщиков, не появляется желание закурить у молодежи и подростков…

– Но, как я понимаю,у данного предложения есть и оппоненты?

– Да, внести и защитить эту поправку, было очень тяжело. Сейчас против нее идет серьезная атака со стороны защитников табачной индустрии, вырабатываются контрмеры. Их предложение заключается в том, чтобы оставить все как есть, но просто выключить подсветку витрин с сигаретами. Простите, но это абсурд! Если такая контрпоправка будет принята, над Казахстаном все будут смеяться. Мы станем единственной страной, которая назовет запретом выкладки выключение подсветки в витринах!

– Такое контрпредложение уже внесено?

–По моим данным, да. И вроде бы его подписали уже три депутата Мажилиса. Но я надеюсь, что они одумаются. А мы и Министерство здравоохранения будем биться против него до конца. Несмотря на то, что Алихан Смаилов (первый вице-премьер РК, министр финансов РК – авт.), насколько я знаю, подписал протокол, поддерживающий позицию табачной индустрии. Но я надеюсь, что большинство депутатов поддержит именно нас. Наше предложение направлено на благо людей, против рекламы табачных изделий и, соответственно, на предотвращениеновых случаев вовлечения молодежи в табакокурение.

БОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

–Какие еще поправки внес Минздрав?

–Еще одна важная поправка касается запрета на курение кальяна и новых видов табачных изделий. Таких, как айкосы («iqos» – система нагревания табака, разработанная компанией Philip Morris International. В ходе работы выделяет аэрозоли, содержащие никотин и другие химические вещества – авт.), нагреваемый табак, вейпы (электронное устройство, создающее высокодисперсный пар, предназначенный для вдыхания– авт.) и пр. По квалификации ВОЗ, они относятся к табачным изделиям и подлежат регулированию, как и обычные сигареты. Это означает, что и на них будет распространяться запрет на курение в общественных местах, акцизы на табачные изделия, такие же «страшилки», как те, которые рисуют на сигаретных пачках, раскрытие состава табака и т.д.

Еще одна странность, на которую нужно обратить внимание. У нас те же айкосы производства Philip Morris International притворяются какими-то новинками и к сигаретам не относятся. А вот согласно заявке, поданной Philip Morris Internationalв Управлениепо контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов (агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США по контролю качества пищевых продуктов, лекарственных препаратов, косметических средств, табачных изделий и некоторых других категорий товаров– авт.), они называются сигаретами. Но если производитель в Америке называет свою продукцию сигаретами, значит, сигаретами ее должны называть везде.

По поводу вейпов ВОЗ четко говорит, что они являются электронной системой доставки никотина, а также продуктов, не являющихся никотином. Потребителями этой продукции являются в основном молодежь и подростки15-17 лет. ВОЗ утверждает, что вейпы нужно регулировать так же, как табачные изделия. А вообще, лучше полностью запретить их оборот и продажу на территории страны. Уже 25 стран сделали это. В том числе самая курящая страна – Китай, а также Камбоджа, Тайланд, Сингапур и многие другие.

Сейчас депутат Ерсултан Бектурганов внес и инициировал поправки, направленные на то, чтобы расширить перечень табачных изделий, подвергаемых регулированию, включив туда электронные сигареты, вейпы и пр. И эту норму сейчас активно атакуют его коллеги Азат Перуашев, Гульжана Карагусова и Татьяна Яковлева.

– И как ваши оппоненты аргументируют свою точку зрения?

– Они ссылаются на Рамочную конвенцию ВОЗ против табака 2003 года. То есть на документ, который писался 16 лет назад! Согласно ей, употребление табака с помощью приборов не относится к табачным изделиям. Естественно, в 2003 году, когда конвенция писалась, и в 2006 году, когда к ней присоединился и ее ратифицировал Казахстан, никаких вейпов и айкосов просто не существовало. Их не было на рынке. Но Рамочная конвенция определяет минимальные рамки. Можно ведь и дальше пойти. Многие страны сделали это. 25 стран запретили новые табачные изделия, которые используют приборы. Мы можем присоединиться и стать 26 страной.

Азат Перуашев вообще использует старое определение из Рамочной конвенции. И почему-то его слово в слово, запятую в запятую повторяют и другие депутаты. Это что за сеанс одновременной телепатии такой?! Получается, все они хотят, чтобы новые виды табачных изделий находились в серой зоне, чтобы их не регулировали? Чтобы наши подростки курили вейпы, чтобы наша молодежь и взрослое население курили айкосы?

– А у них есть какая-то еще аргументация?

– В качестве аргумента ими так же приводится технический регламент ЕЭК ЕАЭС на табак, который был написан и принят в 2014 году, то есть за два года, как айкос появился на рынке. Там просто идет та же самая устаревшая терминология, как и в ситуации с Рамочной конвенцией. Такие вот у нас бои…

– Спасибо за интервью.

Источник