Национальный центр общественного здравоохранения

Краткое резюме

Химические вещества стали неотъемлемой частью повседневной жизни и играют все более значительную роль в современном мире. Безопасное управление химическими веществами является важным условием защиты окружающей среды и здоровья людей в условиях интенсивного производства, использования химических веществ и образования отходов.
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая мировыми лидерами в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций, включает 17 целей в области устойчивого развития, 12 из которых прямо и косвенно связаны с рациональным регулированием химических веществ и отходов. Данный факт подтверждает важность и глобальность проблемы «химизации общества».
Проведенный в рамках Проекта Европейского бюро ВОЗ «Создание ключевых элементов национальных систем для рационального управления химическими веществами в отдельных странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии» анализ управления химическими веществами в Казахстане показал, что Казахстан является активным участником всех глобальных и региональных направлений в вопросе рационального регулирования химических веществ и отходов. Так, Казахстан является Стороной основных соглашений по химическим веществам: Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях; Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов; Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле; Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой; участником Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ); ведется работа по присоединению к Минаматской конвенции о ртути; регулярно участвует в совещаниях и мероприятиях в рамках Европейского процесса «Окружающая среда и здоровье» и принимает соответствующие обязательства; принял на себя обязательства в рамках Международных медико-санитарных правил.
Вместе с тем, на национальном уровне наблюдается их слабое внедрение в стратегические и законодательные документы республики. Это свидетельствует о недопонимании всей глубины и рисков влияния химических веществ на здоровье населения и окружающую среду. Основными проблемными вопросами остаются низкий политический статус регулирования химических веществ, разрозненность функций и слабое межведомственное и межсекторальное взаимодействие по вопросам химической безопасности, отсутствие общего единого управляющего/координирующего органа по регулированию химических веществ, низкий потенциал и слабая информированность государственных органов и общества в вопросах воздействия химических веществ на здоровье населения.
По результатам анализа выработаны рекомендации по улучшению ситуации в Республике Казахстан в части управления химическими веществами. Приоритетными остаются следующие направления: охрана здоровья населения и работников; усиление регулирования и управления химическими веществами путем создания политической, правовой и институциональной основы; регулирование и минимизация опасных отходов, в т.ч. исторических, и восстановление загрязненных территорий; внедрение наилучших видов природоохранных практик в промышленные процессы и сельское хозяйство; совершенствование сбора данных, анализа, и предоставления информации.
Своевременным подспорьем для Казахстана в части анализа действующей экологической политики, включая учет экологических факторов в секторах экономики и здравоохранения, стали результаты Третьего Обзора результативности экологической деятельности в Казахстане от 2019 года, проведенного ЕЭК ООН. В Обзоре представлена оценка прогресса, достигнутого Казахстаном по улучшению экологической политики и выработаны конкретные рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию. Необходимо интегрировать представленные рекомендации в рамках проводимой в Казахстане работы по совершенствованию национального законодательства.
Рациональное регулирование химических веществ должно стать приоритетом высокого уровня. До тех пор пока этот вопрос не станет одним из приоритетных для политических лидеров, уполномоченных государственных органов, отвечающих за внедрение принципов обеспечения химической безопасности в экономические и социальные аспекты развития страны, разумное решение поставленных задач остается невыполнимым.