Национальный центр общественного здравоохранения

​Вирусы не дремлют

Заканчивается последний месяц зимы – опасная пора для вспышки различного рода простудных заболеваний, в том числе гриппа, вирус которого, как никакой другой, обладает способностью видоизменяться, мутировать, приобретать новые свойства. Почему это происходит? Мы попросили ответить на этот вопрос начальника управления мониторинга за вакциноуправляемыми инфекциями и иммунопрофилактики филиала «Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга» Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК Айнагуль Куатбаеву.

– Айнагуль Мухановна, почему грипп активизируется именно в холодное время года?

– В первую очередь это связано с биологическими характеристиками возбудителя – вирус гриппа любит холод, любит такие ситуации, когда люди большей частью находятся в замкнутых помещениях, скученно. А кроме того, как известно, осенью, весной и зимой у многих происходит ослабление иммунитета, что для вируса является благоприятной возможностью проникнуть в организм человека.

– Вы говорите о нем, как о живом существе.

– Дело в том, что вирус гриппа – это своего рода белковая форма жизни. Он представляет собой белковую цепочку с генетической информацией, упакованную в плотную капсулу. И что интерес­но – вирус гриппа не может жить сам по себе в обычной окружающей среде, ему обязательно нужен «хозяин». С помощью специальных белков на поверхности капсулы вирус гриппа «прилипает» к клеткам слизистой оболочки человека, а затем, внедрившись внутрь клетки, начинает активно размножаться, повреждая все новые и новые клетки. Экс­периментально доказано, что в обычном вагоне метро вирус, попавший в окружающую среду во время чихания, способен передвигаться со скоростью до 128 километров в час! При этом внутренняя сердцевина вируса гриппа остается стабильной и практически никогда не меняется. А вот его внешняя оболочка содержит белки, которые могут сильно видоизменяться, поэтому организму человека приходится каждый раз вырабатывать новый иммунитет.

– Другими словами, вирус гриппа ведет себя как агрессор.

– В чем-то это действительно так. Пораженный вирусом организм начинает ему сопротивляться, вырабатывая антитела, задача которых – ликвидировать чужеродные тела. Но коварство вирусов гриппа и состоит в том, что ко времени встречи с антителами они могут уже поменять свою структуру, и таким образом в очень короткие сроки появляются штаммы в новой комбинации, которым наши защитные барьеры уже не страшны. Ученым каждый год приходится их расшифровывать.

– Каким образом происходит мутация вируса гриппа и почему иногда во время эпидемии грипп получает те или иные названия, например «птичий» или «свиной»?

– Как правило, у животных и птиц гриппоподобные заболевания вызываются вирусами, структура которых очень похожа на структуру вируса гриппа А, который вызывает заболевание у людей, поэтому вирусы животных и птиц очень редко, лишь при наличии особых условий, могут вызвать заболевание и у людей. Так, например, в хозяйствах, где содержится большое поголовье птиц, при тесном контакте с человеком может произойти заражение человека птичьим типом вируса гриппа А. Иногда это может произойти на фоне заболевания человека вирусом гриппа А. И вот когда 2 вида вируса гриппа А атакуют одну и ту же клетку организма человека, они могут обменяться информацией. А так как у человека нет специальных антител к такому вирусу, заболевание может протекать тяжелее. В любом случае после перенесенной инфекции у человека вырабатывается иммунитет, но на следующий год он может встретиться уже с вирусом гриппа с другой комбинацией в структуре. Надо сказать, что ученым удалось определить механизмы «очеловечивания» вируса. Прежде всего, это обмен генетическим материалом между человеческим и птичьим вирусами.

– А в чем причина, что своим «домом для проживания» вирус гриппа стремится сделать именно человека?

– Видите ли, человек постоянно находится в окружении микромира, который никогда не оставит нас в покое. При этом инициатором любого инфекционного процесса является возбудитель, и если ему нужно выбрать хозяина, то он предпочтет иметь хозяином человека. Ну хотя бы потому, что людей очень много, это дает возможность вирусу сохраниться, не исчезнуть. Кроме того, люди могут стать субстратом, то есть хорошей питательной средой, домом для возбудителя. И эта борьба между микровозбудителем болезни и макроорганизмом человека всегда была и будет.

– Война миров?

– Что-то вроде этого. Единственно, чему человечество научилось, так это защищать себя в этой войне. Ученые подсчитали, что в среднем человек подвержен атакам вируса гриппа минимум 2 раза в год и около 200 раз на протяжении всей жизни. Правда, не всегда эти атаки заканчиваются болезнью, закаленный организм может им противостоять. А вот входящим в группу риска – это дети, беременные и люди пожилого возраста – противостоять инфекции гораздо сложнее. Надо сказать, что грипп – очень серьезное заболевание. Мало того, что его вирусы разрушают клетки человеческого организма, они открывают дорогу другим инфекциям. В любом организме всегда присутствует большое количество других возбудителей, которые в обычных условиях могут не проявляться, но как только происходит снижение иммунитета, они начинают вести себя агрессивно, становясь патогенными.

– А можно предсказать, какой именно штамм гриппа будет, например, в нынешнем году?

– Да. Для этого проводятся пос­тоянные исследования. В нашем центре тоже есть специальная лаборатория – Национальный центр гриппа, куда поступают образцы из разных регионов Казахстана. И мы совместно с Нацио­нальным центром гриппа точно можем сказать, соответствуют ли наши образцы прогнозируемому штамму. А если появляются варианты, которые невозможно определить, в таком случае мы просим помощи у ВОЗ. И Всемирная организация здравоохранения помогает безвозмездно, присылая нам необходимые тесты.

– То есть, вы постоянно мониторите ситуацию?

– У нас есть специальная компьютерная программа, в которую закладываются данные пациентов, и буквально нажатием одной кнопки можем получить любую информацию, в том числе анализ данных по городам, времени года. Именно этот постоянный и очень жесткий контроль и позволяет нам не допускать крупных вспышек заболеваний.

– Как Вы считаете, надо ли делать прививку от гриппа, ведь не секрет, что сейчас многие скептически к этому относятся?

– Всемирная организация здравоохранения рекомендует ежегодно прививаться от гриппа. Дело в том, что ВОЗ с учетом прошедшего эпидсезона закладывает в вакцину те штаммы, которые могут иметь место в нынешний эпидсезон. Поэтому вакцины каждый год мы получаем новые, и они действительно могут защитить вас от заболевания.

– Многие, заболев, сразу начинают глотать антибиотики. Надо ли это делать?

– Ни в коем случае! Ведь в результате проникновения инфекции организм сам начинает бороться с вирусами, и первый признак этого – повышение температуры. А если человек сбивает температуру с помощью антибио­тиков, то тем самым он создает прекрасные условия для размножения вируса, так как подавляет защитные силы организма. Вирус начинает хозяйничать, поражая все новые и новые органы – легкие, центральную нервную систему, слух и даже зрение. Поэтому только врач может определить, как и чем необходимо лечиться. Бесконтрольное применение лекарственных препаратов привело к тому, что многие возбудители поменяли свои свойства и та активная терапия, которая когда-то нам помогала, сейчас бессильна. Безусловно, современная медицина достигла таких успехов, что может уничтожать многих возбудителей, но микромир тоже не дремлет, он активно сопротивляется.

– Значит, возможно появление новых видов вирусов и новых болезней?

– Конечно! И это уже происходит. Микромир обрушивает на нас все новые и новые инфекции. И человек тяжело реагирует на них, потому что в процессе своей эволюции он с такими инфекциями не встречался, у нас к ним нет иммунитета. Поэтому медицина, особенно та ее сфера, которая отвечает за вирусные заболевания, сейчас, как говорится, впереди планеты всей, защищая и оберегая человечество от нападок микромира.