Минздрав вместе с ВОЗ исследовали здоровье и благополучие казахстанских детей.
Это второе национальное исследование по мониторингу социального самочувствия подростков 11-15 лет. Первое состоялось в 2018 году, и многие негативные показателям за четыре года выросли. В исследовании путем опроса участвовали 8,5 тыс. школьников 5-7-9-х классов из 121 школы Казахстана.
Ковид, семья, школьная нагрузка
Главный ньюсмейкер 2020 года — COVID-19 — ожидаемо внес изменения и в подростковые жизни. Локдауны, закрытие школ и дистанционное обучение, например, четверть опрошенных школьников назвали позитивным изменением в жизни, но более 40% отметили негативное влияние. Более чем у трети подростков в пандемию ухудшилось психическое здоровье, у свыше 40% школьников снизилась успеваемость в школе, 37% отметили снижение физической активности. И хотя на карантине 38% детей стали лучше питаться, 34,6% подростков считают, что самоизоляция испортила их отношения с друзьями.
Важной частью исследования социального самочувствия казахстанских подростков было общение с семьей. В частности, с родителями. Детские психиатры в последние годы отмечают основной причиной депрессивных расстройств у детей старшего возраста рост влияния социальных сетей при сокращении контактов с родителями.
Казахстанским детям и подросткам легче говорить о вещах, которые их волнуют, со своими матерями (89,4%), чем с отцами (80,4%), но к 15 годам качество общения с родителями ухудшается, особенно у девочек.
Мальчики всех возрастов чаще, чем девочки сообщают, что им легко общаться с мамой и папой. По сравнению с результатами 2018 года, в 2022 уменьшилась доля девочек всех возрастов, которым легко или очень легко разговаривать с мамой (с 93,1% до 87,2%) и папой (с 78,7% до 74,8%). Но увеличилась доля мальчиков, которым легко общаться с папой (с 83,2% до 85,5%)»,
говорится в исследовании.
Примечательно, что поддержку семьи высоко оценивают 76% опрошенных подростков. Но с 11-летнего возраста к 15 годам у детей обоих полов этот показатель снижается. И по сравнению с 2018 годом доля детей, считающих поддержку семьи высокой, упала на 5%.
Отношение к школе у казахстанских детей тоже разное. 5-классники, например, очень любят школу в 37,5% случаев, а 9-классники — уже в 25%. То есть по мере появления в жизни подростков более взрослых увлечений и занятий их интерес к школе падает.
В целом в 2022 году каждый шестой ученик 5-7-9-х классов (17,8%) ощущал школьную нагрузку тяжелой. В 2018 году детей, сообщавших о тяжести учебы, было меньше — 13,5%. Поддержку учителей пятиклассники ощущают лучше, чем девятиклассники — 68,8% против 55,8%.
В разрезе полов мальчики всех исследованных возрастов более чувствительны к учительской поддержке, чем девочки — 64,5% против 57,1%. Сравнение результатов с 2018 годом (71,7%) показало снижение в 2022 году (60,9%) доли детей, которые чувствуют высокую поддержку учителей, особенно снижение выражено у девочек,
сообщается в Национальном отчете.
Психическое здоровье и вредные привычки
Еще один любопытный вывод, следующий из документа: казахстанские мальчики (89,4%) больше удовлетворены жизнью, чем девочки (86,4%). На здоровье не жалуются около половины опрошенных подростков. Но общая самооценка физического самочувствия у 11-летних детей значительно выше, чем у 15-летних — 62,4% против 47,3%. Каждый третий казахстанский подросток часто болеет по линии психосоматики, причем девочки чаще мальчиков.
Психическое благополучие детей — одна из важных составляющих общего самочувствия маленьких казахстанцев. Являясь одним из лидеров в мире по числу детских суицидов, Казахстан как никто другой заинтересован в борьбе с основными триггерами суицидального поведения у подростков.
Судя по исследованию, 83,4% детей от 11 до 15 лет ощущают себя психически стабильными. Но есть 16,6% подростков с признаками возможной депрессии. К 15 годам их доля возрастает до 21,8%. Причем девочек с проблемами психического характера больше, чем мальчиков.
Опрос среди школьников также выявил новую проблему — рост числа потребителей энергетиков, сигарет, вейпов, алкоголя и даже конопли
В частности, еженедельно пьет энергетики каждый пятый ребенок в возрасте от 11 до 15 лет — мальчики чаще, чем девочки.
Доля подростков, которые когда-либо курили сигареты на протяжении жизни, то есть имеют опыт приобщения к курению, составила 6% и с 11-летнего возраста увеличивается в 15 годам в 2,7 раза.
Мальчики чаще сообщали об опыте курения сигарет (7,4%), чем девочки (4,6%). Нынешнее курение сигарет не менее 1-2 дней за последние 30 дней составило 4,1%, с большей долей мальчиков (5%), чем девочек (3,1%). Недавнее курение в два раза увеличивается с 13 лет к 15 годам как среди мальчиков, так и среди девочек. В 2022 году на 1,2% больше детей стали приобщаться к курению.
Один-два дня и чаще употребляли электронные сигареты (вейпы) в течение жизни 9,8% детей (11,3% мальчиков и 8,2% девочек). И эта доля существенно увеличивается с возрастом как среди мальчиков, так и среди девочек — почти в два раза. В целом 5,8% детей (6,7% мальчиков и 4,9% девочек) употребляли вейпы за последние 30 дней. Большой скачок (в два раза) наблюдается в показателе с 13 лет к 15 годам, особенно у мальчиков. В 2022 году на 3,6% больше мальчиков и девочек стали употреблять вейпы по сравнению данными 2018 года,
сообщают авторы исследования.
С алкоголем и потреблением конопли казахстанские подростки, как выясняется, также на «ты», как с энергетиками и табаком. 7% опрошенных подростков признались в потреблении алкоголя, а в 15-летнем возрасте их доля уже 11,4%. Рост по сравнению с данными 2018 года в два раза. Пробовали «травку» 2,3% казахстанских 15-летних школьников. Детей более раннего возраста о конопле исследователи не спрашивали. Наверное, чтобы еще больше не расстроиться при составлении выводов.
Гаджеты, буллинг и кибербуллинг
Еще одно опасное для здоровья и даже жизни подростковое пристрастие — гаджетизация. Рост всех показателей потребления цифрового контента отмечают исследователи за последние четыре года.
Половина (51,3%) школьников проводят за играми на компьютере, игровых приставках и других устройствах два часа и более в будний день. В 2022 году более чем на 20 процентных пунктов увеличилась доля детей, которые проводят много времени за играми в компьютерах, смартфонах по сравнению с 2018 годом. Больше половины подростков (56,5%) проводят два часа и более в день за общением в социальных сетях и почти треть – за поиском информации в интернете,
говорится в Национальном отчете.
Вообще в целом за последние четыре года коммуникации в онлайн-режиме в подростковой среде выросли. Причем девочки активнее общаются в соцсетях, чем мальчики — 59,2% против 54,5%. Проблемных пользователей соцсетей 11-15-летнего возраста (которые злоупотребляют цифровым контентом) в Казахстане также много — 12,7%. В 2018 году их было только 6,9%. Причем у девочек зависимость от онлайн-общения в соцсетях к 15 годам встречается чаще, чем у мальчиков — 14,5% против 10,9%.
Каждый десятый опрошенный 15-летний подросток-мальчик в Казахстане уже вступал в половые отношения. Девочки в сексуальном плане, судя по документу, гораздо скромнее — 1,4%
Но есть вопросы — с кем имели половую связь 8,4% казахстанских мальчиков? Вариантов может быть несколько: либо девочки при опросе не признались в наличии сексуального опыта, либо имеют место групповые или гомосексуальные отношения. Отчет об этом умалчивает.
Отдельный большой раздел национального исследования посвящен проблеме детских драк, буллинга и кибербуллинга.
В целом около 8% казахстанских школьников отметили частые драки со сверстниками. И хотя к 15 годам подростки дерутся реже, как минимум четверть от опрошенных детей отметили, что дрались хотя бы один раз в течение последнего года — 36,9% мальчиков и 12,8% девочек.
Один раз и чаще подвергались буллингу в школе 17,5% детей, что школьные психологи считают очень высоким показателем
Самая высокая доля жертв буллинга и участников травли против других сверстников среди 11-летних мальчиков. К 15 годам, по мере психологического взросления, показатели школьного буллинга падают. Примерно такие же показатели отмечают исследователи и по кибербуллингу. Но чаще опрошенные дети отмечали соучастие в травле других незнакомых им людей в интернете, чем против них самих.
Лудомания? Не слышали
В национальном отчете, к сожалению, ни слова не сказано о растущем среди подростков пристрастии к азартным играм, в том числе в интернете. Между тем в мире детские психиатры уже отмечают ухудшение психического состояния детей, увлекающихся мобильными приложениями с возможностью так называемого «доната» реальными деньгами.
В 2021 году в мире насчитывалось свыше 3 млрд геймеров, 55% которых приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. И тенденция идет к росту.
Индустрия мобильных игр констатирует рост продаж, а в Казахстане до сих пор нет ни одного исследования, сколько реальных денег люди тратят на развитие и прокачку своих мультяшных персонажей. В открытых источниках есть упоминания об отдельных страновых опросах в мире на эту тему.
Общий вывод таков — как минимум четверть школьников играют в игры с платным контентом. И половина этих игроков пользуются платными услугами, позволяющими развиваться в виртуальной реальности быстрее других, «бездонатных» участников
В детском возрасте траты контролируются взрослыми, то есть зависимость геймеров вроде бы социально отслеживаемая. Но по мере взросления пристрастие к платному продвижению в виртуальном мире формирует в игроке лояльное отношение к азартным играм в принципе. Прямой путь к лудомании, воспитанной со школьной скамьи.
Источник: https://globalnews.kz/seks-narkotiki-rok-n-roll-kto-oni-podrostki-kazahstana/