Исследование национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» (Коалиция) в местах продаж табачных изделий в крупнейших городах Казахстана выявило, что табачная индустрия уже давно готова к запрету выкладки. Почти все обследованные места продаж были оборудованы витринами со шторками, о чем свидетельствует видео с сайта коалиции.
Исследование проводили в пяти крупных городах методом «тайный посетитель» в торговых точках, расположенных в пяти минутах ходьбы от школ, всего было охвачено 325 мест продаж.
Кроме неожиданной находки в виде новых витрин, исследователи выявили, что 92,5 процента точек увешаны рекламой сигарет, и наличие прямой рекламы, направленной на детей, а именно:
· почти половина магазинов (42 процента), расположенных вблизи школ, выкладывают сигареты на уровне глаз ребенка (около 1 метра);
· 56 процентов торговых точек помещают сигареты рядом со сладостями и игрушками, что создает ложное впечатление, что сигареты являются безвредными повседневными предметами;
· 70,5 процента магазинов продают ароматизированные сигареты с различными вкусовыми добавками;
· 77 процентов магазинов увешаны рекламными постерами;
· почти 30 процентов торговых точек продают сигареты поштучно, несмотря на запрет.
Данное исследование подтвердило, что реклама табака в местах продаж служит эффективному продвижению сигарет и других табачных изделий, реклама нацелена на наиболее уязвимые группы населения — дети и молодежь.
Лидера коалиции Джамиля Садыкова считает: «В Казахстане давно пора запрещать открытую выкладку табачных изделий – сигарет, вейпов, нагреваемого табака, кальяна, ведь реклама табачной продукции стимулирует импульсивные покупки и увеличивает объемы продаж на 28 процентов. Табачная индустрия будет делать все, чтобы продавать свой продукт напрямую покупателю, но ни один из их аргументов не выдерживает критики. И даже в их аргументе «что нам дорого оснащать точки продаж» они проиграли: почти все точки продаж уже оборудованы витринами со шторками. Надеюсь, мажилисмены примут верное решение, поддержав запрет выкладки в кодексе о здоровье народа», — резюмировала антиникотиновая леди страны.
К сведению. Исследование действия запретов на табачную рекламу и спонсорство в 30 странах показало, что даже частичные запреты снизили потребление табачных изделий на 13,6 процента, а полный запрет — на 23,5 процента. Из стран Таможенного союза запрет выкладки действует в России и Беларуси.