ИСМП в стоматологических МО, рекомендации по профилактике заражения. Важность стерильности инструментов.
Эпидемиологическая ситуация по инфекциям, связанных с оказанием медицинской помощи (далее-ИСМП) по итогам 2023 года в РК в сравнении с 2022 годом характеризуется снижением заболеваемости в 2,7 раза (с 0,35 (1032 сл. 2022г.) до 0,13 (387 сл. 2023г.)) на 1000 госпитализированных пациентов.
За 2023 год заболеваемость ИСМП в 83% (320 сл.) представлены гнойно-септическими инфекциями (далее-ГСИ) (2022 г. -273 сл.), из них 28 случаев (8,8%) ГСИ или осложнений в стоматологических организациях (далее-СО). ГСИ после стоматологических процедур зарегистрированы в следующих регионах: 19 сл. ЗКО, по 2 сл. Алматинской, Павлодарской, Туркестанской областях, по 1 сл. Жамбылской области и в городах Алматы, Шымкент.
Внутрибольничная инфекция в медицинских организациях стоматологического профиля способствует возникновению высокого уровня их бактериальной загрязненности, так как на прием к врачу-стоматологу могут попасть пациенты, страдающие острыми или хроническими формами гнойно-септических заболеваний, вирусными гепатитами, ВИЧ-инфицированные пациенты. В данном случае пациенты могут являться источниками инфекций, как для других пациентов, так и для медицинского персонала. Поэтому всех пациентов, посещающих медицинские организации стоматологического профиля, необходимо рассматривать как лиц, потенциально инфицированных.
Важно знать, что основные формы ИСМП при оказании стоматологической медицинской помощи – это парентеральные инфекции: гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, и воздушно-капельные инфекции: корь, краснуха, эпидемиологический паротит, коклюш, дифтерия, ветряная оспа, грипп, COVID-19.
Полость рта является одновременно жизненно важным буфером, через который еда попадает в наш организм, но и самой большой уязвимостью. Микроорганизмы, грибки, вирусы, вредные и токсичные вещества, которые попали в ротовую полость, могут навредить нам. Стоматолог, проводящий лечение зубов, использует различные инструменты, от чистоты которых зависит здоровье пациентов. Именно поэтому стерилизация в СО является необходимостью.
В СО необходимо максимально использовать только одноразовые материалы: стерильные салфетки, покрытия, стаканы, cлюноотсосы, халаты, шапочки, маски, перчатки, бахилы и прочее. Также необходимо проводить обработку дезинфицирующими средствами всех поверхностей мебели, установки до и после приема каждого пациента.
Первым этапом обработки инструментов является дезинфекция, которая призвана максимально снизить уровень контаминации микроорганизмами инструментов. Дезинфекция осуществляется с использованием дезинфицирующих средств. К выбору дезинфицирующего средства нужно подойти ответственно. Дезинфицирующее средство, во-первых, должно эффективно уничтожать микроорганизмы и во-вторых, не портить инструменты.
Дезинфекцию инструментов проводят после каждого пациента. Для этого в емкость с дезинфицирующим средством погружают использованные инструменты в раскрытом и разобранном виде. Уровень жидкости должен полностью покрывать инструменты. Дезинфекцию необходимо проводить по режиму, применяемому при вирусных инфекциях. По окончанию времени выдержки приступают к предстерилизационной очистке, которая проводится с целью очищения инструментов от белковых загрязнений.
Все изделия медицинского назначения, контактирующие с кровью и раневой поверхностью, которые могут приводить к травмированию слизистой, должны подвергаться стерилизации. Обработку стоматологического инструментария проводят с помощью паровой или воздушной стерилизации. Для этого продезинфицированный инструментарий помещают в упаковку (бумажные пакеты или контейнеры) и отправляют в стерилизатор.
Дезинфекция поверхностей и оборудования
Хорошо известно, что при работе с бормашиной в воздухе образуется аэрозоль из слюны, крови и патогенных микроорганизмов, который оседает на окружающие предметы. Поэтому дезинфекция поверхностей также играет важную роль в профилактике ИСМП.
Влажная уборка в стоматологическом кабинете должна проводиться как минимум дважды в день: обязательно в конце рабочего дня и между приемами посетителей. Во время уборки персонал протирает полы, стены, подоконники, двери, мебель.