«Уголовная ответственность» и «драконовские меры»: что говорят о вакцинировании, пока казахстанские дети гибнут от кори
На днях к этой напасти добавилась такая инфекция, как коклюш. И если от второго заболевания страдают в основном дети, то корь не щадит ни детей, ни взрослое население. В первую очередь тех, кто не был вакцинирован, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Напомним, что с начала года в республике было зарегистрировано свыше 20 тысяч случаев кори, из которых более 81 процента составили непривитые дети и чуть более 15 процентов – взрослые.
Антилидером стал Шымкент, за которым идут Алматы и Жамбылская область. При этом, по словам председателя правления Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК Манар Смагул, «в целом по республике доля непривитых детей среди заболевших составила 83,6 процента».
Да, для стабилизации ситуации по кори в стране проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, но все они оказываются бессильны перед отказом от вакцинирования. Даже несмотря на страшные последствия и – возможный летальный исход.
Дошло до того, что казахстанцы, кажется, разделились на два лагеря – те, кто «за вакцину», и так называемые антиваксеры. Которые оправдывают нежелание вакцинирования не только себя, но и особенно, детей, множеством разных причин – религиозными убеждениями, надуманным страхом перед «последствиями» и т.п.
Именно для них политолог Уразгали Сельтеев предлагает ввести уголовную ответственность, о чем он написал в своем телеграм-канале.
— За антиваксерство в отношении родителей надо вводить административную и, возможно, даже уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий. Законодательные поправки важно закрепить оперативно и не колеблясь. Другого пути нет в борьбе с радикальным невежеством и темнотой определенной части казахстанского общества, — подчеркнул он. Добавив, что «надо четко понимать – тысячи непривитых детей – это уже угроза национальной безопасности и общественному здоровью. Они опасны не только для себя, но и для всей общественности. И здесь прямую ответственность за детей несут родители. Базовые прививки нужны, чтобы не допускать масштабных эпидемий!».
— Тем более, что вакцина против кори используется на протяжении 60 лет, и рекомендована для прекращения распространения вспышек заболевания, — уверяет Манар Смагул. В качестве примера можно привести детей, а ныне взрослое население республики, возраст которого сегодня 45+ и которое практически не подвержено этому заболеванию, так как, за исключением случаев медицинских отводов, получило полноценное вакцинирование. Чего нельзя, к сожалению, сказать о современных детях, особенно рожденных после 2017 года.
Об этом же говорит и детский невролог, врач, кандидат медицинских наук Каиргали Конеев.
— Корь – это управляемая инфекция. Если бы в республике было достаточное количество вакцинированных – порядка 97-98 процентов населения, то эта болезнь не распространилась бы вообще, — пояснил он в комментариях Caravan.kz.
Особенно учитывая то, что, в отличие от других стран бывшего Советского Союза, в Казахстане, оказывается, была наиболее благоприятная обстановка по вакцинации.
— Так, согласно официальным данным Минздрава, до 2018 года была всего пара-тройка случаев отказа от вакцинирования. И вдруг население стало воспринимать «в штыки» вакцинирование, о чем, к слову, я говорил еще в 2019 году. Причина – «драконовские» меры ужесточения вакцинирования. Дело в том, что как раз в тот год экс-министр Елжан Биртанов пытался прописать в новом Кодексе «О здоровье» принципы обязательной вакцинации, которые включали в себя, например, то, что если невакцинированный ребенок заболевал корью, то в его лечении государство должно было отказать. Лечение родители должны были оплачивать самостоятельно, несмотря на статью Конституции РК «Об охране здоровья». Во-вторых, если родители отказывались от прививок, то такого ребенка могли не взять в детский сад. В общем, я бы сказал, «обмусоливание» всей этой темы вакцинации и привело к тому, что даже те, кто сомневались, но все равно склонялись к вакцинированию, перешли в лагерь тех, кто думал, что «вакцина может убить моего ребенка», — рассказал Каиргали Конеев.
С другой стороны, не стоит забывать о том, что антиваксеровское движение существует с самого начала появления первых вакцин. И оно, по мнению Конеева, хорошо финансируется.
— Например, в 1997 году в одном из британских журналов так называемый ученый опубликовал лжестатью о том, что якобы вакцина от кори ведет к аутизму. Но при изучении первичного материала его статьи выяснилось, что он сфальсифицировал все научные данные, — подтвердил специалист.
В Казахстане направление антиваксеров получило распространение лишь к 2018-2019 годам – тогда начали появляться высказывания, что якобы вакцинация ведет к ДЦП, из-за вакцины можно лишиться зрения и т.п. И такая информация не могла не насторожить казахстанцев.
— Однако я хочу отметить, что, например, в странах ЕС, где к вакцинации относятся очень серьезно, нет нарушений прав человека. Иными словами, если кто-то не хочет вакцинироваться, заставить его не могут, как не могут запретить посещать общественные места, мероприятия и т.д. Там полагают, что вакцинирование должно быть сознательным выбором человека. Тогда как работа в этом направлении Минздравом РК была провалена.
Скажу больше – если принуждать население к вакцинации, оно будет искать лазейки для того, чтобы создавать фикцию этого самого вакцинирования.
Что гораздо опаснее, чем прямой отказ. Если же говорить о дне сегодняшнем, то те меры, которые пытается внедрить в республике Комитет санитарно-эпидемиологического контроля, я бы назвал «пожаротушением», после которого необходимо будет в обязательном порядке проводить санитарно-профилактическую работу. Разъяснять населению, что не вакцина, а ее отсутствие может и приводит не только к серьезным осложнениям, но и к летальному исходу. И говорить об этом надо на общественном уровне, иначе никак, — заключил специалист.