Национальный центр общественного здравоохранения

Каждый пятый казахстанский подросток становится жертвой или участником травли

По мнению ученых, как у жертв буллинга, так и у самих обидчиков имеются сопутствующие и будущие проблемы с психическим здоровьем

В Казахстане каждый пятый подросток 11-15 лет становится жертвой или участником буллинга ежемесячно, участие в них наиболее распространено среди мальчиков, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Национального центра общественного здравоохранения Министерства здравоохранения (НЦОЗ МЗ) РК.

Сегодня буллинг – одно из распространенных явлений в школах всего мира.

Буллинг (от англ. bully – запугивать) подразумевает под собой не только физическую агрессию, но и психологическое давление, запугивание, распространение сплетен, вымогательство, издевательства. Негативные действия могут быть в виде физического контакта, слов или других способов, например, изменения выражения лица или непристойные жесты, а также стремление сознательно исключать жертву буллинга из группы, сообщества.

Проблемы травли, самоубийства школьников касаются родителей — министр

В 2018 году исследовательская группа ученых НЦОЗ МЗ РК по «Поведению детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health behaviour in school-aged children, сокр. HBSC) провела опрос среди казахстанских школьников, чтобы изучить показатели здоровья и благополучия среди подростков. К слову, подобные показатели собираются и изучаются исследовательской группой каждые четыре года.

В ходе опроса школьников просили ответить на вопросы, как часто они принимали участие в буллинге/кибербуллинге, либо сами становились его жертвами в школе на протяжении последних двух месяцев.

По мнению ученых исследовательской группы НЦОЗ, как у жертв буллинга, так и у самих обидчиков имеются сопутствующие и будущие проблемы с психическим здоровьем.

«Как выяснилось, 17% подростков 11-15 лет подвергались буллингу/травле в школе один и более раз в месяц. Жертвами буллинга чаще становятся городские школьники по сравнению с сельскими. Распространенность буллинга среди мальчиков и девочек несколько снижается к 15 годам. Участвовали в буллинге других людей в школе один и более раз в месяц 20% подростков 11-15 лет. Распространенность данного поведения наиболее высокая среди мальчиков 11 и 13 лет», — рассказали в НЦОЗ.

Кроме того, с развитием новых технологий и популяризацией социальных сетей появился новый вид буллинга – кибербуллинг. Примеры кибербуллинга: отправка оскорбительных сообщений (через текст или интернет), размещение пренебрежительных комментариев на сайте социальных сетей, размещение унизительных фотографий, а также угрозы или запугивание кого-либо в электронной форме.

Кибербуллинг оказывает негативное влияние на здоровье подростков, способствуя развитию серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия, тревога, низкая самооценка, эмоциональные расстройства, употребление психоактивных веществ и суицидальное поведение.

«Стало известно, что по крайне мере один раз или более подвергались кибербуллингу 12% подростков 11-15 лет. Опыт кибербуллинга других людей по крайней мере один раз отметили 11% подростков. Подобное поведение более распространено среди мальчиков», — отметили в НЦОЗ.

Как погасить конфликт с учителем и остановить буллинг

По мнению ученых, меры по снижению уровня буллинга на школьном уровне включают внедрение программ по профилактике буллинга, вовлечение родителей, применение дисциплинарных методов, улучшение социального климата в школе, надзор за детьми. На национальном уровне важны комплексные стратегии и профилактические программы, повышенная информированность, а также развитие службы оказания поддержки жертвам буллинга и кибербуллинга.

Исследовательская группа ученых НЦОЗ считают, что улучшение взаимодействия служб по профилактике насилия и здравоохранения и оценка существующих законов в отношении насилия также являются ключевыми компонентами борьбы с буллингом и кибербуллингом.

Ниже приведены графики по жертвам и участникам буллинга и кибербуллинга.

Источник