Интервью с директором Департамента стратегического развития и международного сотрудничества Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК Натальей Юшициной.
1.Расскажите о проекте «Здоровые города»?
Проект Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города» имеет многолетнюю историю. Он начат в 1988 году по инициативе ВОЗ, ученых и практиков в области общественного здравоохранения.
Это международное движение служит концептуальной основой, источником опыта и знаний для городов, которые стремятся улучшить здоровье своих жителей. Проект «Здоровые города» охватывает все сферы жизни городов.
Сегодня в нем участвуют более 30 стран мира, таких, как: Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Дания, Ирландия, Бельгия, Хорватия, Чешская Республика, Финляндия, Франция, Венгрия, Израиль, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Турция, Россия и др.
Стратегические цели Проекта: способствовать действиям на местном уровне в интересах здоровья, уделяя внимание детерминантам здоровья и условиям, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют. Укрепление, поддержание и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни — это «Здоровье для всех». Такое направление включено в европейскую стратегию «Здоровье-2020». Оно включает такие действия, как инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека, расширение прав и возможностей граждан; укрепление систем здравоохранения и ориентирование на человека, готовность к ЧС.
Проект «Здоровые города» реализуется пятилетними фазами, которые преследуют различные цели.
2. Какие задачи и проблемы будет решать данный проект? Здоровый город — это город равных возможностей, с благоприятной и поддерживающей средой, отвечающий ожиданиям и потребностям всех жителей. Каким образом будет решаться этот вопрос?
Проект «Здоровые города (регионы)» направлен на то, чтобы стимулировать местные сообщества и соединить действия различных подразделений акиматов и служб (полиция, экологический надзор, службы коммуникаций и коммунальные службы). Это обеспечение безопасных условий проживания и равной доступности медицинских услуг, создание условий для физической активности и занятий спортом, уменьшение загрязнения воздуха и воды.
Это строительство пешеходных и велосипедных дорожек, дополнительное выделение полос на городских магистралях для специального транспорта с целью уменьшения загрязнения воздуха, снижения дорожно-транспортного травматизма и увеличения двигательной активности горожан.
Основная идея Проекта в том, что каждому региону присущи особенности, как в преимуществах, так и в проблемах и способах решения их. Также важно, что жители лучше всех знают ситуацию, ближе всего находятся к ней, больше всего заинтересованы в создании благоприятных и безопасных условий проживания. И поэтому Проект предполагает активную гражданскую позицию людей и общественных объединений.
Участник проекта может создавать и улучшать уже имеющуюся инфраструктуру города для обеспечения физического, психического и социального здоровья населения с помощью создания здоровых университетов и здоровых школ, здоровых больниц, здоровых продуктов питания и рабочих мест.
Это непростой путь, когда надо доказать приверженность и последовательность политики и практики городских властей, направленной на создание комфортных безопасных условий для горожан, способствующих здоровому образу жизни.
3.Каким образом проект «Здоровые города» позволит эффективно решать ключевые задачи государственной программы «Денсаулык»?
Одним из основных направлений Госпрограммы «Денсаулық» является формирование и развитие службы общественного здравоохранения.
Инструментами укрепления здроровья людей являются адресная направленность пропаганды здорового питания, двигательной активности, предупредительных мер для снижения рискового поведения (игромания, наркомания, алклгольная зависимость и др.) на основе межведомственного взаимодействия между государственными органами, неправительственными организациями.
Сами медицинские организации (клиники, больницы, поликлиники) со временем придут к осознанию своей новой миссии: учить, как быть здоровым, как сохранить здоровье, методам профилактики и правильному питанию, чтобы люди долго сохраняли физическую и ментальную активность.
Здоровье — комплексное понятие. И его охрана начинается с усилий каждого человека, которые складываются, в конечном счете, в усилия целого общества. В этом ответственность общества и самого человека. Ключевым фактором успеха является заинтересованность и участие человека. Без этого невозможно добиться успеха.
Служба общественного здоровья призвана совместно с местными исполнительными органами и ведомствами реализовывать мероприятия по снижению травматизма, профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, поддерживать правильное использование антимикробных препаратов, содействовать безопасносности воздуха и почвы, продуктов питания и воды, организации скринингов на раннее выявление основных заболеваний – основных причин смертности: злокачественных новообразований, сахарного диабета, болезней системы кровообращения, органов дыхания и др.
Эти вопросы широко обсуждались и на Глобальной конференции по первичной медико-санитарной помощи «От Алма-Аты к всеобщему охвату услугами здравоохранения и целям устойчивого развития», которая прошла 25-26 октября т.г. в Астане.
4.Какие международные практики будут внедряться в рамках данного проекта?
Национальная сеть «Здоровые города (регионы) Казахстана» построена на тех же подходах, что и проект ВОЗ «Здоровые города».
Национальная сеть учитывает опыт VI фазы текущих тенденций «Здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан» и переход к VII фазе ВОЗ «Здоровые города», что отражено в следующих направлениях деятельности:
— люди – равные возможности, всеобщий доступ к социальным услугам, грамотность в части здоровья;
— место – физическое, природное, социальное окружение, бизнес, транспорт, совместные разработки;
— участие – вовлеченность, подотчетность, расширение прав, управление;
— благосостояние – процветание благодаря ценностно-ориентированному правлению;
— планета – ее защита является основой всех городских политик, как внутри, так и на внешнем уровне — это снижение риска возникновения катастроф, устойчивое потребление и создание, адаптация к климатическим изменениям.
Также, как и в проекте ВОЗ, на национальном уровне в Казахстане будут проводиться мероприятия, такие как: изменения в политике городских лидеров, забота о качестве воздуха, климате и здоровье; усиление коммуникаций между всеми секторами городских властей, НПО, жителями города; разработка новых проектов и нового видения будущего здоровых городов. Будут внедряться новые инструменты для оценки состояния здоровья, которые помогут в разработке политики здравоохранения, распределена компетенция среди всех участников общественного здравоохранения.
5.По каким претензиям будет оцениваться здоровый город или нет?
В настоящее время Национальным центром общественного здравоохранения разрабатываются методические рекомендации по проведению постоянно действующего конкурса «Здоровые города (регионы) Казахстана». В один из критериев входит «Профиль здорового города», где найдут отражение все аспекты жизни города, способствующие или препятствующие здоровью жителей и их благополучию.
Основой для вступления в Национальную сеть будет приверженность города принципам сети. Это направленность усилий и способствование здоровью проживающего в городах (регионах) населения путем стратегического руководства, расширения прав и возможностей людей, их участия в проводимых процессах, с созданием городских (региональных) мест, содействующих процветанию местных сообществ, а также инвестициям в людей.
Конкурс включает подпроекты ««Школы, способствующие укреплению здоровья», «Здоровые университеты», «Здоровые рабочие места».
В Национальную сеть могут вступать города областного и республиканского значения, другие населенные пункты.
При подаче заявки, как планируется, на вступление в Национальную сеть нужно будет предоставить информацию по следующим разделам: территориальная характеристика города (региона), демографическая ситуация, социально-экономические условия населения, состояние окружающей среды и экологии местности, состояние и уровень развития инфраструктуры города (региона), уровень здравоохранения, внедрение цифровизации и технологий для улучшения уровня жизни населения.