Национальный центр общественного здравоохранения

Безопасна ли доставляемая во время пандемии еда — эксперт

За время карантина казахстанцы, кажется, подсели на доставку еду. Привозят заказ до порога дома, сервисы работают круглосуточно, одним словом, все удобства – налицо. А насколько безопасна доставляемая еда? Какие санитарные требования к ней предъявляются?

На самом деле к данному виду продукции, ныне очень популярной, предъявляются четкие требования, с которыми потребитель может ознакомиться в свободном доступе. И понять для себя – соответствуют ли подобные сервисы действующим санитарным правилам, насколько заказываемая еда качественна и безопасна.

– Спрос на услуги стимулирует развитие рынка. В связи с объявлением карантинных мероприятий растет потребность населения в доставке готовой еды из объектов общественного питания. Если раньше в такой ситуации можно было усмотреть влияние как экономической, так и культурной составляющей, то в настоящее время эта проблема имеет эпидемиологическую составляющую в связи с пандемией коронавирусной инфекции, объявленной ВОЗ 11 марта 2020 года, – говорит Асхат АХМЕТБЕКОВ, санитарный врач управления санитарно-гигиенического мониторинга филиала “Научно-практический центр санэпидэкспертизы и мониторинга” РГП “НЦОЗ” МЗ РК. – По разным данным среднестатистический казахстанский пользователь в течение года делает 4 заказа на доставку еды, тогда как, скажем, европеец – 3 в месяц. Так, во время карантина на улицах Алматы увеличилось количество курьеров, которые готовы привезти всё что угодно.

В период действия карантина были установлены “Временные правила для организаций общественного питания, осуществляющих доставку еды”. Например, по ним доставляемая продукция должна быть только в одноразовой посуде, причем с указанием времени и даты ее приготовления. Соусы должны быть в отдельной потребительской таре.

– В соответствии с данным постановлением для обеспечения сохранности, качества и безопасности пищевой продукции необходимо соблюдение требований технологии приготовления, сроков годности, условий хранения, транспортировки и ее реализации, – продолжает Ахметбеков. – То есть объект общественного питания должен соответствовать санитарным правилам. Так, каждый заказ там обязаны регистрировать в учетной документации – с указанием наименования блюда, даты и часа изготовления. При производстве продукции обеспечиваются соблюдение поточности технологических процессов с сокращением ассортимента продукции, многокомпонентных салатов, исключение кремово-кондитерских изделий в период карантина.

Что касается персонала, то он обеспечивается специальной санитарной одеждой (халаты, шапочки-косынки, повязки или сетки для волос, бороды), а также средствами индивидуальной защиты, антисептическими средствами и средствами для мытья рук. Курьеры также должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, содержать в чистоте свой транспорт.

При доставке продукции должен быть исключен контакт с потребителем. Тару с продукцией оставляют у дверей, предварительно оповестив клиента по телефону, при этом не нужно стучать, звонить, касаться кнопки звонка.

Естественно, что не допускаются к работе сотрудники с проявлениями острых респираторных инфекций – температурой, кашлем, насморком. Персоналу и доставщикам продукции также запрещается ношение украшений – колец, часов, других предметов, которые могут попасть в продукт, либо необходимо их изолировать.

Через пищу вирус не передается

Также необходимо помнить “Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания” № 186, утвержденные приказом министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 апреля 2018 года.

– В них прописано, что пищевая продукция на объектах питания расфасовывается с использованием упаковки, предназначенной для контакта с ней, соответствующей требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза “О безопасности упаковки”, – продолжает Ахметбеков. – Упаковка используется прочная, чистая, сухая, без постороннего запаха и нарушения целостности, хранится в специально выделенном месте, не допускается ее хранение на полу.

Фасовка блюд и кулинарных изделий в горячем состоянии в упаковку осуществляется в специально оборудованных рабочих зонах или в отдельном помещении. Температура горячих блюд при их фасовке – не менее +85°С. Температура охлажденных блюд – не более +8°С внутри продукции. Реализация вне стационарных объектов питания осуществляется при наличии товаросопроводительных документов, с соблюдением условий реализации, хранения, сроков годности, установленных нормативными документами или технической документацией ее изготовителя на продукцию общественного питания конкретных видов.

Коронавирус в основном передается воздушно-капельным путем, его передача через пищевые продукты оценивается специалистами как низкая, но для профилактики заражения следует, прежде всего, соблюдать требования санитарных правил.

Источник