Национальный центр общественного здравоохранения

Каждый восьмой ребенок школьного возраста в Казахстане подвергается кибербуллингу. Данные международного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» HBSC

13% казахстанских подростков (примерно 1 из 8) подвергались кибербуллингу, причем показатели среди мальчиков выше (15%), чем среди девочек (12%) .

Участвовали в кибербуллинге других людей около 11% (1 из 9) подростков. Мальчики (14%) чаще сообщали об участии в кибербуллинге, чем девочки (8%).

Европейское региональное бюро ВОЗ сегодня выпустило второй доклад по исследованию «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC), по теме буллинга и насилия со стороны сверстников среди подростков в 44 странах, включая регион Центральной Азии.

В то время как общие тенденции школьного буллинга остаются стабильными с 2018 года, кибербуллинг усилился благодаря растущему взаимодействию молодых людей в цифровой среде, что потенциально оказывает глубокое воздействие на жизнь подростков.

В Казахстане исследование HBSC было проведено в 2022 году Национальным центром общественного здравоохранения Министерства здравоохранения РК при поддержке Странового офиса ВОЗ в Казахстане. Приведем ключевые данные по Казахстану:
Буллинг в школе — в среднем 5% подростков 11-15 лет участвуют в буллинге в школе. Такое поведение более распространено среди мальчиков (6%) по сравнению с девочками (4%).
Жертвы буллинга в школе-примерно 7% подростков подвергались буллингу в школе, без существенной разницы между мальчиками и девочками.
Социальное неравенство — подростки из семей с высоким доходом чаще подвергают буллингу и кибербуллингу своих сверстников, по сравнению с подростками из семей с низким доходом.
Физические драки — каждый тринадцатый подросток был вовлечен в физическую драку. В драках участвовали 12% мальчиков и 4% девочек.

Гендерные тенденции и решения

Полученные результаты свидетельствуют о гендерных различиях в поведении запугивания. Мальчики проявляют более высокую склонность к агрессии и участию в физических драках, что подчеркивает настоятельную необходимость вмешательств, направленных на эмоциональную регуляцию и позитивные социальные взаимодействия.

Кибербуллинг: растущая проблема

Кибербуллинг создает сложные проблемы для подростков, распространяясь за пределы школьных дверей, влияет на восприятие безопасности их семьи и личной жизни. Последние данные за период с 2018 по 2022 год свидетельствуют о росте кибербуллинга среди подростков в мире.

Поскольку подростки проводят все больше времени в интернете, эти цифры подчеркивают настоятельную необходимость вмешательства с участием педагогов, родителей, общественных лидеров и политиков для повышения цифровой грамотности и безопасности.

«Вместе с тем буллинг в школах все еще имеет место и наиболее распространен среди подростков младшего возраста, 11 летних, подчеркнула Салтанат Назарова, заместитель Председателя Правления НЦОЗ. -Буллинг и кибербуллинг в подростковой среде это серьезная проблема, которая может негативно повлиять на психическое и эмоциональное развитие детей. Поэтому важно создавать безопасную и поддерживающую среду в школах, в семье, в обществе, где каждый школьник может чувствовать себя защищённым и уважаемым, отметила Салтанат Назарова».

Кибербуллинг может иметь разрушающие последствия для жизни подростков и их семей – от телесных наказаний до суицидов. Это проблема как для сферы здоровья, так и прав человека, и мы должны сделать шаг вперед, чтобы защитить наших детей от насилия в онлайн и оффлайн среде» – подчеркнул Скендер Сыла, руководитель странового офиса ВОЗ.

Доклад предлагает ценные рекомендации заинтересованным сторонам на всех уровнях в их усилиях по улучшению здоровья и благополучия молодежи в Европе, Центральной Азии и Канаде.
Инвестиции в научно обоснованные мероприятия по борьбе с буллингом и насилием со стороны сверстников не только способствуют благополучию подростков, но и приносят более широкие социальные выгоды, включая снижение расходов на здравоохранение, связанные с проблемами психического здоровья, и улучшение образовательных результатов.