Новости

В Минздраве обсудили вопросы развития медиации в здравоохранении

Сегодня в Министерстве здравоохранения РК состоялась первая международная конференция на тему: «Развитие медиации в здравоохранении: необходимость и перспективы развития».

Организаторы мероприятия: Министерство здравоохранения РК, Национальная палата здравоохранения, Совет медиации Ассамблеи народа Казахстана, Академия последипломного образования кадров здравоохранения, Бюро семейного и медицинского права «Арман» и Центр медиации «Согласие». В работе конференции также приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК.
У казахстанцев возможность решать споры, не доводя дело до суда, появилась еще в 2011 году, когда  Глава государства Н.А.Назарбаев подписал Закон РК «О медиации». В настоящий момент на территории республики действуют несколько центров медиации - в Астане, Алматы, Караганде, Шымкенте и Кокшетау.   
Международная практика по разбору жалоб со стороны пациентов на качество оказываемых медицинских услуг показывает, что механизмы медиации являются наиболее перспективными. Развитие медиации в здравоохранении очень важно, поскольку часто пациент, обращаясь к услугам врача или медицинской организации, заранее настроен на то, что в любом случае он - пострадавшая сторона, имеющая безусловное право на возмещение вреда, и только суд способен защитить его интересы. В такой ситуации может помочь медиация.
Следует отметить, что в медицине не хватает квалифицированных конфликтологов-медиаторов. Участники конфликта в сфере оказания медицинских услуг должны иметь возможность выбора разных способов его урегулирования, требующих законодательного закрепления. Обращение к альтернативным способам урегулирования споров носит добровольный характер. Поэтому пациенты, как сторона конфликта, будут обращаться к ним только в том случае, если эта система докажет свою эффективность. Медиация  должна быть доступной  для большинства граждан, как инструмент для личности, способной на самостоятельные действия, признающей и уважающей права другой стороны конфликта и готовой нести ответственность за свой выбор.
В этой связи, проводимая конференция призвана помочь найти механизмы решения для дальнейшего продвижения института медиаторства. 
Национальная палата здравоохранения в последующем планирует организацию обучения основам медиации в здравоохранении с приглашением международных тренеров. Кроме того, под эгидой Палаты в г.Астана в органах юстиции зарегистрирован Фонд «Гарантирование профессиональной ответственности медицинских работников «Сенім» для осуществления гарантирования профессиональной ответственности перед третьими лицами своих членов, т.е. медицинских работников. Предметом деятельности Фонда является осуществление гарантированной профессиональной ответственности медицинских работников в здравоохранении в соответствии с законодательством республики, одной из его задач будет развитие медиации в здравоохранении.
Напомним, понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Основными ее принципами являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности - это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных. Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. При этом стороны контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Источник: http://www.mz.gov.kz/ru/news/v-minzdrave-obsudili-voprosy-razvitiya-mediacii-v-zdravoohranenii